Главная  Стандарты Примерные программы
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Примерные программы

Современные средства оценивания результатов обучения. Примерная программа дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Отдела содержания

педагогического образования

_________________Н.Г. Калинникова

“_____” _____________ 2004 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

СОВРЕМЕННЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНИВАНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Рекомендуется Министерством образования Российской Федерации для

педагогических специальностей:

  • · 030100 Информатика
  • · 030600 Технология и предпринимательство
  • · 032100 Математика
  • · 032200 Физика
  • · 032300 Химия
  • · 032400 Биология
  • · 032500 География
  • · 032600 История
  • · 032700 Юриспруденция
  • · 032800 Культурология
  • · 032900 Русский язык и литература
  • · 033000 Родной язык и литература
  • · 033200 Иностранный язык
  • · 033300 Безопасность жизнедеятельности


 

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины – познакомить студентов с современными средствами оценки результатов обучения, методологическими и теоретическими основами тестового контроля, порядком организации и проведения единого государственного экзамена (ЕГЭ).

Задачи дисциплины:

  1. рассмотреть методы конструирования и использования гомогенных педагогических тестов; методы шкалирования и интерпретации полученных результатов; компьютерные технологии, используемые в тестировании;
  2. определить психологические и педагогические аспекты использования тестов для контроля знаний учащихся;
  3. развить умение составления и оценивания результатов тестовых заданий по своему предмету.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины 

Студент, изучивший дисциплину, должен знать:

  • историю и современное состояние системы тестирования в России и за рубежом;
  • традиционные и современные подходы к оценке учебных достижений;
  • особенности тестовых технологий, виды и типы тестов, формы предтестовых заданий;
  • различные методы оценивания результатов тестирования;
  • нормативные документы, регламентирующие проведение ЕГЭ,
  • структуру и содержание контрольно-измерительных материалов для ЕГЭ по своему предмету;
  • процедуру проведения тестирования;

уметь:

  • давать экспертную оценку предтестовым заданиям, использовать на практике тесты разных видов;
  • проводить тестирование и анализировать полученные данные в рамках классической и современной теории создания тестов;

владеть:

  • методами разработки занятий по подготовке учащихся к ЕГЭ по своему предмету;
  • навыками работы с компьютерными пакетами программ по обработке результатов тестирования.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

8 семестр

  • Общая трудоемкость – 72 ч.
  • Аудиторные занятия – 36 ч. (лекции, практические занятия, семинары, лабораторные работы)
  • Самостоятельная работа – 36 ч.
  • Рефераты
  • Вид итогового контроля: зачет

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ ЗАНЯТИЙ

  • Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Традиционные и новые средства оценки результатов обучения
  • История развития системы тестирования в России и за рубежом
  • Психолого-
  • педагогические аспекты тестирования.
  • Педагогические тесты. Термины и определения.
  • Виды тестов и формы тестовых заданий.
  • Контрольно-измерительные материалы (КИМы) и интерпретация результатов тестирования.
  • ЕГЭ и качество образования. Организационно-технологическое обеспечение ЕГЭ.
  • Содержание и структура тестовых заданий по конкретному предмету.

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

I. ПОНЯТИЕ О КАЧЕСТВЕ ОБРАЗОВАНИЯ. ОЦЕНКА КАК ЭЛЕМЕНТ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ. ТРАДИЦИОННЫЕ И НОВЫЕ СРЕДСТВА ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТОВ ОБУЧЕНИЯ

Понятие о качестве образования. Оценка как элемент управления качеством. Показатели качества образования. Оценка эффективности и качества образования. Мониторинг качества образования.

Традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Виды контроля (входной, текущий и итоговый). Формы и организация контроля. Оценка, ее функции. Связь оценки и самооценки.

II. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ТЕСТИРОВАНИЯ В РОССИИ И ЗА РУБЕЖОМ

Возникновение тестирования. Ф. Гальтон – родоначальник тестового движения. Тесты Дж. Кеттела, А. Бине, Т. Симона, Дж. Фамера. Деление тестов на педагогические и психологические. Первые педагогические тесты Э. Торндайка. Современное развитие тестологии в Европе, Японии, Канаде, США. Современная теория тестов (IRT). История её создания.

Развитие тестирования в России. Начало развития тестирования в рамках педологии. Период игнорирования тестов. Использование тестов в 70-е годы ХХ в. Современные центры тестирования.

III. ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

Роль психологической подготовки к тестированию. Социально-этические аспекты тестирования. Место педагогических и психологических измерений в образовании. Таксономия образовательных целей и результаты образования. Подходы к структурированию учебных достижений. Педагогическое и психологическое тестирование. Изучение динамики психического и личностного развития в образовательном процессе. Использование педагогических и психологических тестов в учебном процессе.

IV. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ. ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Педагогический контроль, предмет и объект контроля. Принципы педагогического контроля.

Понятийный аппарат тестологии. Понятие теста. Предтестовое задание. Классическая теория тестов и теория моделирования и параметризации педагогических тестов. Понятие трудности тестов. Дискриминационная способность заданий. Валидность, надёжность теста. Гомогенность и гетерогенность. Тестовая искушённость, генерализация. Компьютерное тестирование. Адаптированное компьютерное тестирование.

V. ВИДЫ ТЕСТОВ И ФОРМЫ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ

Классификация тестов по разным основаниям. Зависимость видов и форм тестов от специфики учебной дисциплины. Основные виды педагогических тестов: критериально-ориентированный (КОПТ) и нормативно-ориентированный (НОПТ), их сопоставление. Тематические тесты, рубежные, итоговая аттестация. Диагностическое тестирование.

Тестовые задания открытой и закрытой формы. Требования к заданиям в тестовой форме. Определение целей тестирования Эмпирическая проверка и статистическая обработка результатов. Структура тестового задания. Принципы отбора содержания. Критерии оценки содержания теста. Экспертиза качества содержания. Принципы отбора ответов. Соотношение формы задания и вида проверяемых знаний, умений, навыков.

VI. КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ (КИМЫ) И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Педагогические измерения. Шкалирование результатов тестирования. Статистические характеристики теста. Стандартизация теста. Вариативность тестов. Создание параллельных вариантов. Фасет. Пакеты прикладных программ обработки и конструирования тестов

VII. ЕГЭ И КАЧЕСТВО ОБРАЗОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЕГЭ

ЕГЭ как одно из средств повышения качества общего и педагогического образования. Задачи ЕГЭ: расширение доступности высшего образования, снижение психологической нагрузки на выпускников общеобразовательных учреждений, объективизация и унификация требований к общеобразовательной подготовке поступающих в вузы. Преимущества ЕГЭ перед другими формами контроля – достоверность, объективность, надёжность полученных результатов.

Организационные основы ЕГЭ. Требования к пунктам проведения. Получение и использование экзаменационных материалов. Процедура и правила проведения. Инструкция по проведению ЕГЭ. Инструкция для учащихся. Порядок проверки ответов на задания различных видов. Работа конфликтной комиссии по рассмотрению апелляций. Информационная безопасность при организации и проведении ЕГЭ. Структура КИМов ЕГЭ: задания типа А, В, С.

VIII. СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ ПО КОНКРЕТНОМУ ПРЕДМЕТУ

Выявление типовых тестовых заданий ЕГЭ по конкретному предмету. Обобщенные способы выполнения типовых тестовых заданий. Разработка занятий по подготовке к ЕГЭ по конкретному предмету.

4.3. Лабораторный практикум

Наименование лабораторных работ

  • Составление тестов по учебным дисциплинам.
  • Оценивание результатов тестирования.
  • Работа с пакетами прикладных программ
  • Выявление типовых тестовых заданий и обобщенные способы их решения

5. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

5.1. Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

  1. Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. М., 2002.
  2. Анастази А., Урбина С. Психологическое тестирование. СПб., 2002.
  3. ЕГЭ. Сборник нормативных документов. М., 2002.
  4. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. М., 2000.
  5. Мельникова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.
  6. Челышкова М.Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов. М., 2002.

дОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Амонашвили Ш.А. Воспитательная и образовательная функции оценки умения. М., 1984.

2. Ананьев В.Г. Психология педагогической оценки// Избранные педагогические труды. М., 1982.

3. Боголюбов Л. Н., Дик Ю.И., Иванова Е.О. и др. О подходах к разработке требований к обязательному уровню подготовки выпускников основной школы // Перспективы развития общего среднего образования: Сб. науч. тр. М.,1998.

4. Беспалько В.П. Критерии оценки знаний учащихся и пути оптимизации процесса обучения// Теория поэтапного формирования умственных действий и управление процессом обучения. М., 1960.

5. Гласс Дж., Стенли Дж. Статистические методы в педагогике и психологии/ Пер. с англ. Л.И. Хайрусовой. М., 1976.

6. Клайн П. Введение в психометрическое программирование: Справочное руководство по конструированию тестов. Киев,1994.

7. Кларин М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. М., 1994.

8. Концепция оценки достижения учащимися требований общеобразовательного стандарта / Колл. авторов под рук. В. С. Леднева. М., 1993.

9. Майоров А. Н. Тесты школьных достижений: конструирование, проведение, использование. СПб., 1996.

10. Мельникова М.Б., Ковалёва Г.С., Татур А.О., Хлебников В.А. Концепция аттестационного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений на этапе перехода от школы к вузу// Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. М., 1998.

11. Нардюжев В.И., Нардюжев И.В. Модели и алгоритмы информационно-вычислительной системы компьютерного тестирования. М., 2000.

12. Поддубная Л. М., ТатурА. О., Челышкова М. Б. Задания в тестовой форме для автоматизированного контроля знаний студентов. М., 1995.

13. Родионов Б.У., Татур А.О. Стандарты и тесты в образовании. М., 1995.

14. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. Уч. пособие. М., 1998.

15. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие. М., 1997.

16. Селезнева Н. А., Байденко В. И. Проблема качества образования: актуальные аспекты пути решения // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. статей. М., 1998.

17. Челышкова М. Б. Вопросы организации адаптивного тестового контроля знаний студентов // Тез. докл. участников школы-семинара "Научные проблемы тестового контроля знаний". М., 1994.

18. Челышкова М. Б., Ковалева Г. С., Татур А. О., Хлебников В.А. Концепция аттестационного тестирования выпускников общеобразовательных учреждений на этапе перехода от школы к вузу // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. М., 1998.

19. Челышкова М. Б., Хлебников В. А. Основные подходы к оценке качества подготовки обучаемых // Проблемы качества, его нормирования и стандартов в образовании: Сб. науч. ст. М., 1999.

20. Челышкова М. Б. Разработка педагогических тестов на основе современных математических моделей. М., 1995.

21. Челышкова М. Б., Савельев Б. А. Методические рекомендации по разработке педагогических тестов для комплексной оценки подготовленности студентов в вузе. М., 1995.

6. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения данной дисциплины необходимы:

  • оборудованный компьютерный класс, аудитории;
  • технические средства обучения: видеомагнитофон, диапроектор, мультимедийный портативный переносной проектор, мультимедийное обеспечение; настенный экран;
  • учебные и методические пособия: учебники, учебно-методические пособия, компьютерные программы, пособия для самостоятельной работы, сборники тренировочных тестов по различным дисциплинам.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1. ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Составьте задания в тестовой форме с выбором одного правильного ответа (в соответствии с профилем специальности).

2. Составьте задания в тестовой форме с выбором нескольких правильных ответов (в соответствии с профилем специальности).

3. Составьте тестовые задания в тестовой форме открытой формы (в соответствии с профилем специальности).

4. Составьте задания в тестовой форме на установление правильной последовательности.

5. Интерпретируйте результаты выполненных тестовых заданий.

6. Составьте «портфолио» по дисциплине «Современные средства оценки результатов обучения».

7. Проведите мониторинг успеваемости в своей группе по изучаемой дисциплине.

7.2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ

1. История развития тестирования в России.

2. Основные подходы к оценке качества подготовки и способы их реализации.

3. Система оценивания и контроль качества образования в образовательных учреждениях разного типа и уровня.

4. Современные тенденции в оценивании школьных достижений.

5. Виды контроля в учебном процессе.

6. Функции оценки в современном учебном процессе.

7. Проблема выбора способа оценивания для различных профилей обучения.

8. Критерии отбора содержания для составления тестовых заданий.

9. Понятие «портфолио» в современном образовательном процессе.

10. Эксперимент по введению Единого государственного экзамена: концепция, реализация, проблемы.

7.3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Расскажите о понятии «качество образования». Охарактеризуйте оценку как элемент управления качеством.

2. Сравните традиционные и новые средства оценки результатов обучения. Опишите их достоинства и недостатки.

3. Как оценивается качество российского образования отечественными и зарубежными экспертами?

4. Расскажите историю возникновения тестирования в России.

5. Каковы причины запрета применения тестов в России в 20-30-ые годы ХХ века?

6. Назовите современные центры тестирования.

7. Назовите функции контроля в современном учебном процессе.

8. Назовите традиционные формы контроля. Укажите их достоинства и недостатки.

9. Какие современные средства контроля выделяются в учебном процессе? В чем их преимущество по сравнению с традиционными формами контроля?

10. Укажите место психологических и педагогических измерений в современном образовании.

11. Охарактеризуйте цели и задачи педагогического и психологического тестирования.

12. Сходство и различие педагогических и психологических тестов в учебном процессе.

13. Назовите психологические тесты, применимые в учебном процессе.

14. Расскажите о таксономии образовательных целей (по Глумму).

15. Охарактеризуйте основные подходы к структуре учебных достижений.

16. Дайте определение следующим понятиям: тест, предтестовое задание, валидность теста, надежность теста.

17. Расскажите о видах тестов.

18. Охарактеризуйте основные положения классической теории тестов.

19. Расскажите о теории моделирования и параметризации педагогических тестов.

20. Расскажите о понятии «трудность теста».

21. Раскройте определение дискриминационной способности задания.

22. Опишите виды педагогического контроля (текущий, тематический, рубежный, итоговый контроль).

23. Дайте классификацию тестов по разным основаниям.

24. Понятие гомогенных и гетерогенных тестов.

25. Расскажите о применении компьютерного тестирования.

26. Раскройте возможности адаптивного компьютерного тестирования.

27. Сопоставьте критериально-ориентированные и нормативно-ориентированные педагогические тесты. В чем их отличие?

28. Назовите основные виды заданий в тестовой форме.

29. Как определяются цели тестов?

30. Расскажите о структуре тестового задания.

31. На какие принципы необходимо опираться при отборе содержания тестового задания?

32. Как производится экспертиза качества содержания теста?

33. Расскажите об основных подходах к качеству знаний.

34. Охарактеризуйте мониторинг как средство оценки результатов обучения.

35. Назовите основные свойства мониторинга качества образования.

36. Виды мониторинга.

37. Назовите методы педагогического мониторинга.

38. Какие погрешности возможны при педагогических измерениях. Как определяются и оцениваются погрешности при измерении?

39. Назовите и охарактеризуйте основные модели педагогических измерений.

40. Расскажите о видах оценочных шкал. Дайте характеристику одному из пакетов прикладных программ по обработке или конструированию тестов.

41. Опишите достоинства и недостатки «портфолио» как средства оценки результатов обучения.

42. Расскажите о задачах ЕГЭ. Каковы преимущества и недостатки ЕГЭ перед другими формами контроля?

43. Проанализируйте нормативные документы, регулирующие проведение ЕГЭ (Положение о проведении ЕГЭ, утвержденной приказом Министерства образования РФ от 09.04.2002. № 1306; Положение о государственной экзаменационной комиссии субъекта РФ (ГЭК); Положение о конфликтной комиссии; Положение о системе общественного наблюдения).

44. Опишите организацию проведения ЕГЭ.

45. Опишите структуру заданий ЕГЭ.

46. Расскажите о порядке создания контрольно-измерительных материалов (КИМ-ов) для ЕГЭ.

47. Каков порядок проверки тестовых заданий ЕГЭ?

48. Расскажите о требованиях к пунктам проведения ЕГЭ.

7.4. Методические рекомендации

В соответствии с задачами подготовки студентов педагогических вузов в программе по курсу «Современные средства оценки результатов обучения» раскрываются задачи, содержание и методы тестирования по профилю специальности, связи с другими науками.

Программа курса «Современные средства оценки результатов обучения» реализуется в процессе чтения лекций, проведения лабораторных занятий, организации самостоятельной работы студентов, групповых, индивидуальных консультаций, собеседований в связи с подготовкой к зачету, написанием рефератов и контрольных работ, докладов для научно-методических студенческих конференций, проведением педпрактики.

В программе отражены современные научные и методические исследования по данной проблеме. Рассмотрение программного материала предваряется определением его основной направленности, значения и актуальности.

В программе раскрывается исторический аспект развития средств оценки, фиксируется внимание на новейших поисках и перспективах развития различных методик оценивания результатов обучения и контроля качества образования.

Учебная работа студентов в рамках данного курса предусматривает лабораторные занятия в компьютерном классе, в ходе которых под руководством преподавателя осуществляется знакомство с пакетами прикладных программ в соответствии с предложенной тематикой. При этом в ходе самостоятельной индивидуальной работы студент должен пройти аттестационные компьютерные тесты централизованного тестирования. Завершающим этапом практической работы является составление тестовых заданий по профилю специальности, их апробация и статистическая обработка. В содержании программы представлены основные типы задач на составление тестовых заданий, приведены конкретные примеры практических заданий, иллюстрирующие уровень возможной сложности тестовых заданий. Разработка заданий определенного типа осуществляется преподавателем с учетом имеющейся в распоряжении вуза материальной базы, учебно-методической литературы.


 

Программу составили:

  1. Трубина Л.А. доктор филологических наук, профессор МПГУ
  2. Егорова Е.Б. кандидат филологических наук, доцент МПГУ
  3. Прояненкова Л.А кандидат педагогических наук, доцент МПГУ
  4. Петросова Р.А. кандидат педагогических наук, доцент МПГУ
  5. Теремов А.В. кандидат педагогических наук, доцент МПГУ
  6. Гордиенко О.В. кандидат филологических наук, доцент МПГУ
  7. Пинкина В.Л. старший преподаватель МПГУ
  8. Найденова Р.К. методист УМУ
  9. Назарова Н.Е. методист УМУ

Программа одобрена на заседании президиума Совета Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования от 09 декабря 2003г., протокол № 8.

Председатель Координационного совета учебно-методических объединений в области педагогического образования

В.Л. Матросов

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф