Главная  Стандарты Примерные программы
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Примерные программы

Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процесе. Примерная программа дисциплины

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УТВЕРЖДАЮ

Начальник Отдела содержания

педагогического образования

_____________________ Н.Г. Калинникова

“_____” _____________ 2004 г.

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ

Рекомендуется Министерством образования Российской Федерации

для направлений и специальностей педагогического образования

1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ

Цель дисциплины - сформировать у будущих учителей систему знаний, умений и навыков в области использования информационных и коммуникационных техно­логий в обучении и образовании, составляющие основу формирования компетентности специалиста по применению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе.

Задачи дисциплины:

  1. раскрыть взаимосвязи дидактических, психолого-педагогических и методических основ применения компьютерных технологий для решения задач обучения и образования;
  2. сформировать компетентности в области использования возможностей современных средств ИКТ в образовательной деятельности;
  3. обучить студентов использованию и применению средств ИКТ в профессиональной деятельности специалиста, работающего в системе образования;
  4. ознакомить с современными приемами и методами использования средств ИКТ при проведении разных видов учебных занятий, реализуемых в учебной и внеучебной деятельности.

2. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате изучения дисциплины студент должен:

  • знать приемы и методы использования средств ИКТ в различных видах и формах учебной деятельности;
  • уметь использовать средства ИКТ в своей профессиональной деятельности;
  • владеть методикой использования ИКТ в предметной области;
  • обладать навыками разработки педагогических технологий, основанных на применении ИКТ;
  • иметь представление о возможностях практической реализации личностно-ориентированного обучения в условиях использования мультимедиа технологий, систем искусственного интеллекта, информационных систем, функционирующих на базе компьютерных технологий, обеспечивающих автоматизацию ввода, накопления, обработки, передачи, оперативного управления информацией;
  • уметь использовать телекоммуникационные технологии в образовательных целях.

3. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ

Вид учебной работы

  • Общая трудоемкость -72 ч.
  • Аудиторные занятия: лекции, практические занятия (семинары), лабораторные работы – 36 ч.
  • Самостоятельная работа – 36 ч.
  • Курсовые работы / рефераты
  • Вид итогового контроля - зачет

4. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

4.1. РАЗДЕЛЫ ДИСЦИПЛИНЫ

  • Информатизация образования как фактор развития общества
  • Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий в образовании
  • Информационные и коммуникационные технологии в реализации информационных и информационно-деятельностных моделей в обучении
  • Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся
  • Информационные и коммуникационные технологии в реализации системы контроля, оценки и мониторинга учебных достижений учащихся
  • Экспертные и аналитические методы в оценке электронных средств учебного назначения
  • Информационные и коммуникационные технологии в учебных предметах

4.2. СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ ДИСЦИПЛИНЫ

I. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА

Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики. Гуманитарные и технологические аспекты информатизации. Влияние информатизации на сферу образования. Изменение механизмов функционирования и реализации системы общего среднего образования в условиях информатизации.

II. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ И КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАНИИ

Понятие информационных и коммуникационных технологий (ИКТ). Эволюция информационных и коммуникационных технологий. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий. Формирование информационной культуры как цель обучения, воспитания и развития учащихся.

Образовательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Развивающие задачи внедрения ИКТ в учебный процесс. Воспитательные задачи внедрения ИКТ в учебный процесс.

III. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ ИНФОРМАЦИОННЫХ И ИНФОРМАЦИОННО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫХ МОДЕЛЕЙ В ОБУЧЕНИИ

Влияние ИКТ на педагогические технологии. Методы построения информационно-деятельностных моделей в обучении.

Компьютерные технологии, реализующие способы доступа, поиска, отбора и структурирования информации из электронных баз данных информационно-справочного и энциклопедического значения. Компьютерные технологии, использующие различные уровни интерактивного доступа к учебной информации и управления траекторией обучения.

Электронные средства учебного назначения. Методические цели использования электронных средств учебного назначения. Решение дидактических и методических задач с помощью электронных средств учебного назначения.

Электронные материалы учебного назначения и инструментальные средства их разработки. Методика использования электронных учебных материалов.

IV. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Использования мультимедиа и коммуникационных технологий как средства для реализации активных методов обучения. Телеконференции и проекты образовательного и учебного назначения, их типология, структура, содержание, основные этапы проведения.

V. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РЕАЛИЗАЦИИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ, ОЦЕНКИ И МОНИТОРИНГА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ УЧАЩИХСЯ

Теория и практика создания тестов для системы образования. Компьютерные технологии, реализующие диагностические процедуры. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования. Методы сортировки и классификации данных опроса и мониторинга.

VI. ЭКСПЕРТНЫЕ И АНАЛИТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ В ОЦЕНКЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ УЧЕБНОГО НАЗНАЧЕНИЯ

Оценка и сертификация электронных дидактических средств. Критерии оценки дидактических, эргономических, психолого-педагогических, технологических качеств электронных средств учебного назначения. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.

VII. ИНФОРМАЦИОННЫЕ И КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТАХ

Методы оценки дидактической целесообразности и эффективности применения ИКТ в обучении. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.

Педагогические программные средства как способ решения дидактических и методических задач обучения.

4.3. ЛАБОРАТОРНЫЙ ПРАКТИКУМ

Наименование лабораторных работ

  1. Поиск информации образовательного назначения на заданную тему в распределенном ресурсе сети Интернет.
  2. Разработка фрагмента электронного учебника по заданной теме школьного курса.
  3. Разработка учебно-методических материалов для реализации учебного телекоммуникационного проекта на базе распределенного информационного ресурса с использованием инструментальных программных средств.
  4. Разработка теста по заданной теме школьного курса с использованием инструментальных программных средств.
  5. Оценка возможностей различных инструментальных программных средств в области разработки электронных средств учебного назначения.
  6. Оценка качества программного средства учебного назначения (в том числе реализованного на CD - ROM).
  7. Разработка учебно-методических материалов по определенной теме данного общеобразовательного предмета с использованием компьютерных технологий.

5. Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1. Рекомендуемая литература

ОСНОВНАЯ:

1. Образование и XXI век: Информационные и коммуникационные технологии. – М.: Наука, 1999.

2. Беспалько В.П. Образование и обучение с участием компьютеров (педагогика третьего тысячелетия). – М: МПСИ, 2002.

3. Майоров А.Н. Теория и практика создания тестов для системы образования. – М.: Интеллект-центр. 2002.

4. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Полат Е.С. М., 1999.

5. Педагогико - эргономические условия безопасного и эффективного использования средств вычислительной техники, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования. / Разработано в Институте информатизации образования РАО под науч. рук. Роберт И.В. // Информатика и образование, №№ 4, 5, 7, 2000 г., 1, 2001.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ:

1. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: Дидактические проблемы; перспективы использования. - М.: Школа-Пресс, 1994.

2. Периодические журналы:

"Информатика и образование";

"Педагогическая информатика";

"Компьютер в школе".

5.2. СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

1. Инструментальные средства разработки программных средств учебного назначения, в том числе реализующие возможности интернет и мультимедиа технологий.

2. Программные средства учебного назначения по школьному предмету.

3. Электронные средства образовательного назначения, реализованные на CD - ROM, по школьному предмету.

4. Программные средства автоматизации создания учебно-методических материалов для реализации дистанционного обучения.

5. Учебные и методические пособия (учебники, учебно-методические пособия, пособия для самостоятельной работы, сборники упражнений и др.).

6. МАТЕРИАЛЬНО–ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Для обеспечения дисциплины необходимы:

  • специально оборудованные аудитории и компьютерные классы;
  • персональные компьютеры;
  • локальное сетевое оборудование;
  • выход в сеть Интернет;
  • различные технические и аудиовизуальные средства обучения.

7. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1 ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ ВОПРОСОВ И ЗАДАНИЙ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

1. Понятие информационных и коммуникационных технологий.

2. Эволюция информационных и коммуникационных технологий.

3. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

4. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

5. Необходимость формирования информационной компетенции учащихся и учителей.

6. Различные подходы к использованию информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе (утилитарный, технократический, инновационный).

7. Методы поиска учебной информации в Интернет.

8. Методы проведения урока с применением информационных технологий и ресурсов Интернет.

9. Критерии оценки учебно-методического пакета.

10. Характеристика метода проектов.

11. Классификация учебных телекоммуникационных проектов.

12. Этапы проведения учебного телекоммуникационного проекта.

13. На основе анализа образовательных ресурсов Интернет составить перечень реализуемых в текущем учебном году учебных телекоммуникационных проектов по заданному направлению (школьному предмету).

14. На основе анализа учебно-методических материалов, представленных в сети Интернет, составить характеристику учебных планов зарубежных образовательных учреждений.

15. По результатам информации, представленной в сети Интернет, дать сравнительную характеристику системам тестовых заданий, используемых для диагностики учебных достижений учащихся различных регионов, стран.

16. На основе информации, представленной в сети Интернет, составить перечень и дать характеристику системе программных средств, используемых в процессе обучения информатике и информационным технологиям в заданном регионе (стране).

17. На основе инструментария мультимедиа технологии разработать учебные проекты, реализующие межпредметные связи.

18. Разработать требования к методическим материалам, обеспечивающим личностно ориентированное обучение с использованием средств ИКТ.

19. Аннотировать состав информационно-методического обеспечения учебного заведения (информатизированное рабочее место директора школы, организатора методической работы в области преподавания определенного учебного предмета, руководителя регионального органа образования и т.д.).

20. Разработать требования к оборудованию и оснащению кабинета информатики с заданным количеством персональных компьютеров в образовательном учебном заведении.

21. Составить методические рекомендации по оборудованию и использованию кабинета информатики в образовательном учебном заведении.

7.2. ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА РЕФЕРАТОВ, КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Исторический обзор процесса внедрения информационных и коммуникационных технологий в образование.

2. Влияние процесса информатизации общества на развитие информатизации образования.

3. Цели и направления внедрения средств информатизации и коммуникации в образование.

4. Педагогико-эргономические требования к созданию и использованию программных средств учебного назначения, в том числе реализованных на базе технологии Мультимедиа.

5. Основные положения теории информационно-предметной среды со встроенными элементами технологии обучения, примеры реализации в образовании.

6. Педагогико-эргономические условия эффективного и безопасного использования средств вычислительной техники, информационных и коммуникационных технологий в кабинете информатики общеобразовательной школы.

7. Учебно-методический комплекс на базе средств информационных технологий.

8. Перспективы использования систем учебного назначения, реализованных на базе мультимедиа технологии.

9. Реализация возможностей систем искусственного интеллекта при разработке обучающих программных средств и систем.

10. Реализация возможностей экспертных систем в образовательных целях.

11. Зарубежный опыт применения информационных и коммуникационных технологий в образовании.

7.3. ПРИМЕРНЫЙ ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ К ЗАЧЕТУ

1. Информатизация общества как социальный процесс и его основные характеристики.

2. Влияние информатизации на сферу образования.

3. Цели и задачи внедрения информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс.

4. Основные направления внедрения средств информационных и коммуникационных технологий в образование.

5. Дидактические свойства и функции информационных и коммуникационных технологий.

6. Факторы интенсификации обучения, реализуемые при использовании средств информационных и коммуникационных технологий.

7. Влияние ИКТ на педагогические технологии.

8. Электронные средства учебного назначения. Программно-методическое обеспечение. Педагогическая целесообразность использования электронных средств учебного назначения.

9. Типология электронных средств учебного назначения по функциональному назначению.

10. Типология электронных средств учебного назначения по методическому назначению.

11. Инструментальные программные средства для разработки электронных материалов учебного назначения.

12. Требования к электронным средствам учебного назначения.

13. Система средств обучения на базе информационных и коммуникационных технологий.

14. Информационно-предметная среда со встроенными элементами технологии обучения.

15. Учебно-материальная база обеспечения процесса информатизации образования.

16. Средства автоматизации информационно-методического обеспечения учебного заведения.

17. Перспективные направления разработки и использования средств информационных и комуникационных технологий в образовании.

18. Виды информационно-учебного взаимодействия при работе в компьютерных сетях.

19. Телеконференции образовательного и учебного назначения.

20. Использование Интернет-ресурсов для организации учебно-образовательной деятельности.

21. Учебные телекоммуникационные проекты (УТП). Типология УТП.

22. Организация выполнения учебных телекоммуникационных проектов. Координация проектной деятельности при работе в компьютерной сети.

23. Возможности реализации личностно ориентированного обучения с помощью средств информационных и коммуникационных технологий.

24. Психолого-педагогическая диагностика на основе информационных и коммуникационных технологий.

25. Педагогическая информационная система мониторинга качества образования.

26. Экспертные и аналитические методы оценки электронных средств учебного назначения.

27. Принципы сочетания традиционных и компьютерно-ориентированных методических подходов к изучению учебного предмета.

28. Изменения в организации и методах обучения при введении информационных и коммуникационных технологий.


 

Программу составили:

  • Жданов С.А., кандидат педагогических наук, профессор, МПГУ
  • Лапчик М.П., доктор педагогических наук, профессор, Омский государственный педагогический университет
  • Шари В.П., доцент, МПГУ

Программа одобрена на заседании президиума Совета Учебно-методического объединения по специальностям педагогического образования от 9 декабря 2003 г., протокол № 8.

Председатель Совета УМО по специальностям педагогического образования

В.Л. Матросов

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф