Главная  Форум
www.teacher-edu.ru
О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум


 Регистрация

Rambler's Top100   

Форум

Новая тема 

Автор Тема
10-02-2004 14:30 Образование или образовательные услуги?
Игорь Сергев
(уведомление включено)

ответить 
Современная педагогическая наука и следующее за ней педагогическое образование ориентирует учителя на то, что 'учитель завтрашнего дня' - это учитель, владеющий 'современными педагогическими подходами': личностно-ориентированным, развивающим, здоровьесбенрегающим, деятельностным, проблемным, компетентностным, индивидуальным и пр. К реализации этих подходов, вроде бы, и готовят 'учителя завтрашнего дня'. Однако многочисленные исследования показывают, что родители учащихся относятся к 'личностно-ориентированной парадигме обучения' в лучшем случае сдержанно, как к педагогической декларации, а ждут от школы совсем другого - интенсивного 'вкачивания' в собственных детей большого объёма знаний, умений и навыков, независимо от того, насколько последние связаны с реальной и будущей жизнью ребёнка.
Проведённый нами опрос родителей учащихся 5-10 классов одной из частных школ Москвы показал, что задачи, которые декларирует школа (развитие интеллекта учащихся, реализация здоровьесберегающих программ и др.) никак не соответствуют родительскому образовательному заказу. Так, отвечая на вопрос 'Чем выпускник московской школы XXI века будет отличаться от выпускника ХХ века', 85% родителей вписали в пустые строчки недвусмысленно короткую фразу: 'Бóльшим объёмом знаний'.
Первый вопрос. В какой мере образование является сферой услуг, а родители учащихся (а также государство, сами учащиеся) - его заказчиками?
Второй вопрос. Должно ли школьное образование больше ориентироваться на потребности общества, выраженные в социальном заказе, или же - на корпоративные интересы учительской прослойки, выраженные в идеях 'личностно-ориентированной парадигмы'? 
27-02-2004 21:49 Re: Образование или образовательные услуги?
genius

ответить 
[ ответ на: Образование или образовательные услуги? Игорь Сергев (10-02-2004 14:30)]

И> Первый вопрос. В какой мере образование является сферой услуг, а родители учащихся (а также государство, сами учащиеся) - его заказчиками?

В той мере, в какой за это платят деньги.

И> Второй вопрос. Должно ли школьное образование больше ориентироваться на потребности общества, выраженные в социальном заказе, или же - на корпоративные интересы учительской прослойки, выраженные в идеях 'личностно-ориентированной парадигмы'?

Вытекает из ответа на первый вопрос. Если родители платят - они заказывают музыку, и учителям придётся хоть польку бабочку плясать, если родители им это закажут. (гордые могут уволиться)
А если родители привыкли к халяве или не могут платить, то платит государство и оно диктует, что нужно, а что нет. А если оно ничего по этому вопросу не диктует. то учитель никому ничего не должен и сам всё решает, как лично ему удобно. 

01-03-2004 12:06 Re: Образование или образовательные услуги?
Большаков
(уведомление включено)

ответить 
[ ответ на: Образование или образовательные услуги? Игорь Сергев (10-02-2004 14:30)]

И> Первый вопрос. В какой мере образование является сферой услуг, а родители учащихся (а также государство, сами учащиеся) - его заказчиками?
Отвечаю на первый вопрос. По-моему, личностно-ориентированная парадигма предполагает ориентировку на "заказчика"-ребёнка по определению. С другой стороны, опытный "учитель завтрашнего дня" должен самостоятельно (или в паре со школьным психологом) определять количественную и качественную составляющие такого "заказа". 

01-03-2004 12:36 Re: Образование или образовательные услуги?
Teacher
(уведомление включено)

ответить 
[ ответ на: Re: Образование или образовательные услуги? genius (27-02-2004 21:49)]

А что насчёт КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ЗАКАЗА ОБЩЕСТВА? Разве социальный заказ - это выражение истинных потребностей и нужд общества? Разве люди, умеющие продвигать товар, дейтвительно нужнее обществу, чем добросовестные работники производства? Разве знание иностранных языков действительно настолько важнее, чем знание истории и физики? Общество будет шарахаться туда-сюва (вспомним опыт России последних полутора столетий), а школа - за ним? Скорее всего,школа будет только делать вид, что постоянно "перестраивается" под соцзаказ, а сама будет делать одно и то же.
Неужели, кроме заказов государства и общества, а также субъективных взглядов учителя, у школы нет других источников для целей и содержания образования? (читайте хотя бы труды И.Я. Лернера, В.В. Краевского...) 

22-03-2004 16:59 Re: Образование или образовательные услуги?
Вольская Екатерина
(уведомление включено)

ответить 
[ ответ на: Re: Образование или образовательные услуги? Teacher (01-03-2004 12:36)]

По-моему, оразование не должно быть отнесено к сфере услуг. Образовательные услуги могут приносить доход, но не дают достаточного воспитательного и развивающего результата. И наоборот, образование в "чистом" виде как бы убыточно экономически, но даёт развивающий и воспитательный результат, т.е. окупается в перспективе. Причина: развивающим и воспитывающим является не что иное, как дискомфорт (психологический). 


[вернуться к списку]

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2009 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф  ssylki