Главная  Форум
www.teacher-edu.ru
О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум


 Регистрация

Rambler's Top100   

Форум

Новая тема 

Автор Тема
10-02-2004 14:28 Оплата труда учителя и подготовка к уроку
Сидоров
(уведомление включено)

ответить 
Подготовка учителя к уроку включает в себя различные аспекты: содержательный (учитель должен на уроке свободно ориентироваться в теме), методический (должна быть грамотно организована деятельность учащихся), эмоционально-психологический (учитель должен придти на урок 'в настроении' и 'в хорошей форме'), имиджевый (забота учителя о качестве своего внешнего вида). При этом каждый из перечисленных аспектов подготовки к уроку (а то и все сразу) учитель может и проигнорировать. Таким образом, учитель может готовиться к уроку 1-2 мин., а может - 'по полной программе' - 5-6 часов. В результате эффективность решения задач урока (особенно развивающих и мотивационных) будет разниться в десятки и сотни раз. Но зарплату в обоих случаях учитель получит одну и ту же.
Парадокс в том, что все современные педагогические подходы (личностно-ориентированный, развивающий, индивидуальный и адресный, деятельностный, проблемный и т.д.) имеют одну общую черту, а именно - они требуют значительно большего времени на подготовку учителя к уроку. Так называемый 'традиционный' (он же - 'репродуктивный', 'знаниевый' и т.п.) подход к обучению принципиально отличается только одним: он практически не требует подготовки к урокам. Учитель, работающий 'традиционно' (читай - имитационно), тратит на подготовку к одному уроку в среднем 5-10 минут. Учитель, работающий качественно (независимо от конкретного подхода и парадигмы), тратит на подготовку к одному уроку в среднем 0,5-2 часа. Однако ясно, что среднестатистический российский учитель сегодня слабо готовится к урокам н6е потому что он 'саботажник', а в силу объективной причины - нехватки времени (он ведёт от 1,5 до 3 ставок, чтобы хоть как-то свести концы с концами).
Первый вопрос. Согласны ли Вы с тем, что в советское время, в условиях 'тоталитарной', 'личностно не ориентированной' и 'не развивающей' школы, обучение всё же было более качественным, чем сегодня (т.е., более личностно ориентированным, более развивающим, более проблемным, более индивидуализированным) в основном потому, что учителя лучше готовились к урокам, имея больший ресурс времени?
Второй вопрос. Согласны ли Вы с тем, что пока массовый учитель не начнёт серьёзно готовиться к каждому уроку - все разнообразные формы вложения средств в образование, т.е. в развитие 'новых педагогических технологий', разработку новых курсов и учебных пособий, информатизацию школ, повышение квалификации педагогов и т.д. - окажутся выброшенными на ветер? 
01-03-2004 12:14 Re: Оплата труда учителя и подготовка к уроку
Елена
(уведомление включено)

ответить 
[ ответ на: Оплата труда учителя и подготовка к уроку Сидоров (10-02-2004 14:28)]

С> Второй вопрос. Согласны ли Вы с тем, что пока массовый учитель не начнёт серьёзно готовиться к каждому уроку - все разнообразные формы вложения средств в образование, т.е. в развитие 'новых педагогических технологий', разработку новых курсов и учебных пособий, информатизацию школ, повышение квалификации педагогов и т.д. - окажутся выброшенными на ветер?
Е> Естественно. Как человек, не понаслышке знакомый с Системой
(школьного образования), могу утверждать, что доля учителей, обладающих каким-либо собственным подходом к преподаванию (хотя бы и неверным - в чём-то - но индивидуальным) весьма мала, не более 2-3 человек на школу, а то и меньше. Более того, увеличение зарплаты само по себе отнюдь не решит проблему "отсиживания" уроков учителями... 

01-03-2004 12:15 Re: Оплата труда учителя и подготовка к уроку
Игорь Сергеев
(уведомление включено)

ответить 
[ ответ на: Re: Оплата труда учителя и подготовка к уроку Елена (01-03-2004 12:14)]

Вы исходите из "пессимистической" гипотезы об учителе. Суть её такова: "Большинство учителей заведомо неэффективны". Судя по всему, из этой же гипотезы исходжит и современная педагогическая наука, которая пытается обеспечить "неэффективного" учителя кучей "эффективных педагогических технологий".
А теперь посмотрим на ситуацию с другой стороны. Один учитель приходит в каждый новый класс с установкой: "Дети всё равно неспособные, на весь класс - 2-3 нормально соображающих ребёнка". Это - вариант той же самой "пессимистической" гипотезы.У такого учителя дети и будут работать, как неспособноые - всё равно он от них ничего не ждёт. И НАОБОРОТ. Чем больше мы верим в ребёнка (даже, вроде бы, самого "тупого")- тем лучше он работает.
По-моему, точно так же должна бть скореектирована политика Минстерства образования. Вместо того, чтобы декларировать личностно-ориентированный подход к ребёнку, нужно сначала реализовать личностно-ориентированный подход к учителю, в первую очередь - на этапе подготовки и переподготовки. (Как именно - у нас ест определённые наработки на этот счёт. И не только у нас). 

01-03-2004 12:16 Re: Оплата труда учителя и подготовка к уроку
Елена
(уведомление включено)

ответить 
[ ответ на: Re: Оплата труда учителя и подготовка к уроку Игорь Сергеев (01-03-2004 12:15)]

Наработки, безусловно, надо апробировать. Не надо только забывать ещё о двух нюансах современных школ:
- Чрезмерно велик процент педагогов предпенсионного и пенсионного возраста и педагогов, "цепляющихся" за прошлое, людей, НЕ ЖЕЛАЮЩИХ ПЕРЕУЧИВАТЬСЯ.
- Для исключения в будущем подобного "засорения" школ немобильными, несовременными, нелюбопытными учителями - и для поднятия престижа профессии Учителя - установить на этапе приёма в ВУЗы систему фильтрации будущих регрессоров, долженствующую понизить долю подобного рода людей в школе хотя бы до 5-10%. 


[вернуться к списку]

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2009 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф  ssylki