Главная  Болонский процесс
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Болонский процесс

Проблемы развития российского высшего образования

Перегудова Ю.М. Проблемы развития российского высшего образования
в условиях Болонского процесса

(Педагогическая наук и практика: проблемы и перспектиы. Сб.науч.статей. Выпуск первый.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 186 с. - С.128-132)

В последние десятилетия процессы глобализации охватывают все больше сфер жизни, в том числе и сферу образования. Одним их таких процессов является совместная интеграция Европейских стран в общее Европейское образовательное пространство. В сентябре 2003 года на Берлинское конференции Россия также включилась в этот процесс, подписав Болонскую декларацию, и общее число европейских стран достигло сорока.

Было положено начало реформирования системы высшего образования всех стран участниц в соответствии с целями и задачами Болонского процесса. В России этот процесс совпал, в том числе и по срокам, с Модернизацией российского образования до 2010 года. В последние годы в рамах Концепции модернизации Российского образования осуществлено финансирование ряда проектов, совпадающих по своим целям с задачами Болонского процесса (пересмотр системы нормативно-правового обеспечения системы образования, программ, учебных планов, разработки новых стандартов, механизмов внутри вузовского управления).

Болонская декларация – это не директивный, обязательный к исполнению закон, а это, рамочный документ, определяющий, прежде всего, процесс, направленный на формирование единого европейского образовательного пространства путем интенсивных, совместных переговоров, взаимных консультаций и обсуждений министрами образования стран Европы, где решение основных задач должно быть выполнено к 2010 году.

Декларацией предусматривается: повышение конкурентоспособности европейской системы высшего образования на мировом рынке образовательных услуг путем использования прозрачных и сопоставимых ступеней, принятие многоуровневой системы, внедрение системы кредитов (перезачетных и аккумуляционных), содействие мобильности студентов и преподавателей, обеспечение повышения качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.

Болонский процесс способствует открытости системы образования, что делает прозрачной деятельность высших учебных заведений, которым придется соответствовать европейским критериям качества образования, что само по себе является большой проблемой, в том числе и для многих российских вузов.

На Берлинской встрече министров образования 19 сентября 2003 г. была отмечена важность улучшения социальных характеристик общеевропейского пространства высшего образования, обеспечение более тесных связей между высшим образованием и исследовательскими системами в каждой из стран участниц, добавлением докторского (PhD) уровня как третьей ступени Болонского процесса, дополняющего две основные ступени высшего образования.

Можно выделить следующие проблемы вхождения России в Болонский процесс:

1. Особенности функционирования многоступенчатой системы в европейских странах и России. Многоступенчатая система высшего образования в рамках Болонского процесса состоит в следующем. Первая ступень – ведет к освоению общих и профессиональных компетенций до уровня, позволяющего применять их в стандартных ситуациях. Вторая ступень, после успешного освоения первой, должна доводить компетенцию до уровня, позволяющего заниматься творческой деятельностью в избранной профессии. Третья ступень высшего образования должна вести к формированию компетенции научного работника и заканчивается квалификацией, соответствующей нашему кандидату наук.

2. Влияние международного сотрудничества российских университетов на модернизацию российского образования, изменение моделей обучения и контроля качества образования в российских университетах. Поддержание открытости, автономии, демократичности и светского характера университетов является основой модернизации высшего образования. Позволить вузам самим решать вопрос о возможности перезачета дисциплин при переходе студента из одного вуза в другой.

3. Опыт взаимного признания профессиональной квалификации и академической мобильности в российских и европейских университетах, особенности образовательных стандартов и системы зачетных единиц. Процесс интеграции российского образования в мировое образовательное пространство содействует поддержанию высокого статуса отечественного образования и науки, повышения конкурентоспособности и соответствия современным мировым стандартам. При разработке государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования нового поколения необходимо учитывать положительный опыт по выработке государственных требований к качеству специалистов в европейских вузах.

4. Академическая мобильность, как одно из важнейших условий реализации прав личности на качественное образование. Академическая мобильность открывает новые возможности не только для студентов, получающих доступ к программам ведущих европейских вузов, преподавателей и научных кадров, на проведение исследований, преподавание и стажировку, но и также важное значение для формирование европейского рынка труда. Большим шагом в данном направлении является реализация программ взаимообмена и стажировок.

Из выше сказанного видятся следующие проблемы развития российского высшего образования в условиях Болонского процесса:

1. Ломка традиций, одним из аспектов которого является фундаментальность образования. Предполагается, что с сокращение срока обучения, с введением степени бакалавра, не позволит дать фундаментального российского образования, но это не совсем верно. Ведь качество образования прежде всего зависит от глубины освоения образовательного стандарта и выполнения учебного плана, а не от того сколько времени отводится на его освоение.

2. Еще одна проблема это не востребованность на рынке труда бакалавров. Работодатели зачастую не воспринимают такую квалификацию и ему приходится работать там, где его диплом признается, либо доучиваться до специалиста или магистра. Для того, чтобы документ о высшем образовании признавался в приложении к диплому необходимо наиболее полное разъяснение об уровне подготовленности его обладателя.

3. Использование системы кредитов учета объема учебной нагрузки студентов и преподавателей, предусмотренной задачами Болонского процесса. Сейчас трудоемкость освоения каждой дисциплины указывается в академических часах, но предполагается перевод временных интервалов в условные единицы - «кредиты». Каждый год обучения в очном режиме (около 40 недель, включая время сессий, не менее чем по 40 астрономических часов каждая) составляет 60 зачетных единиц («кредитов»). За каждой такой единицей стоит определенное количество освоенных понятий, навыков и пр. Предполагается, что на их освоение соответствует примерно 27 астрономическим часам общей трудоемкости – включая самостоятельную работу студентов и сдачу ими промежуточных и итоговый испытаний, а также другие виды учебной работы. То есть в учебном плане для студентов часы заменяются кредитами по установленному соотношению.

Расчет нагрузки преподавателей при кредитной системе происходит несколько иначе, чем у студентов. Необходимо введение модифицированной схемы расчета педагогической нагрузки преподавателей и штатов профессорско-преподавательского состава. Объемы в рабочем плане преподавателей аудиторной и внеаудиторной нагрузки не могут быть равными.

4. Одной из видимых перспектив является смена «линейной» (последовательной) системы обучения, которая практикуется в российских вузах, «асинхронной», что приведет к трансформации организации учебного процесса и структуры учебных подразделений вузов. Создание института консультантов по академическим проблемам (тьюторов), осуществляющих помощь студентам в персональном решении вопросов стратегии и тактики формирования своего индивидуального образовательного плана является одной из проблем.

5. Также важной проблемой является обеспечение и контроль качества, как на уровне страны, так и каждого вуза. Решение вопроса в рамках страны отложено на осень 2004 г., но уже сейчас в Минобразования создан Департамент контроля качества, хотя возможно, что это должен быть независимый орган оценивания. Что касается обеспечения и контроля качества в каждом учебном заведении, то в этом процессе должны участвовать все субъекты образовательного процесса, в том числе и работодатели.

Для обеспечения хода реализации Болонского процесса в системе российского высшего образования необходимо проведение следующих первоочередных мероприятий:

- проведение тщательного анализа особенностей всех направлений высшего образования в России и выработка рекомендаций по оптимизации системы высшего профессионального образования;

- создание системы мониторинга и механизмов наблюдения за состоянием и изменениями, происходящими в высших учебных заведения Европы, формирование инструмента прогнозирования реформирования европейской высшей школы;

- изменение законодательной и нормативной базы в части закрепления правовых гарантий академической мобильности, развития академической автономии университетов, укрепления процессам формирования многоступенчатой системы высшего образования, создание правовых условий, способствующих интеграции науки и высшей школы;

- создание условий для повышения уровня информированности руководства вузов, профессорско-преподавательского состава, студентов о сущности и механизмах реализации Болонского процесса. С этой целью на уровне Министерства необходимо проведение ряда мероприятий (конференций, круглых столов, семинаров-совещаний и т.д.), создание информационного портала и пр.

Безусловно, достижение положительных результатов от участия России в Болонском процессе возможно только при реализации специальных программ, с целью сокращения оттока талантливой молодежи и ведущих специалистов и создания благоприятных условий, повышения мобильности, прежде всего внутри страны. У России есть возможность занять влиятельное положение на рынке образовательных услуг создав благоприятные условия для привлечения иностранных студентов из стран СНГ, Юго-Восточной Азии, Ближнего и Среднего Востока, а также многих стран Европы и других континентов.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф