Главная  Статьи, публикации
www.teacher-edu.ru




 Регистрация

Rambler's Top100   


Статьи, публикации

Реализация целей программы ЮНЕСКО «Образование для всех» в контексте Концепции модернизации российского образования (2000-2004 гг.)
Перегудова Ю.М.

(Педагогическая наук и практика: проблемы и перспектиы. Сб.науч.статей. Выпуск второй.- Москва: ИОО МОН РФ, 2004. - 202 с. - С.133-139)

Все более важное место в мире, в преодолении таких негативных процессов как распространение напряженности, конфликтов, войн, бедности, нищеты, занимает культурная, нравственная и интеллектуальная объединенность человечества в результате воспитания и образования.

ЮНЕСКО международная организация, осуществляющая международное сотрудничество в области образования, социальных и естественных наук, культуры и информации, организованная в ноябре 1945 года, в настоящее время включающая 188 стран. Политика и деятельность ЮНЕСКО в сфере образования представляет собой совокупность международно-признанных прав человека направленных на реализацию конкретных задач в области образования: ликвидация неграмотности, создание национальных образовательных систем в независимых государствах, образование взрослых, подготовка преподавательских кадров и пр.

В течение второй половины XX века выделяют два направления в образовательной политике и деятельности ЮНЕСКО: первое – ликвидация неграмотности; второе, преимущественно в 90-е годы, - разработка концепций и конкретных программ по их реализации с целью подготовки специалистов для нужд современного мира.

Участие ЮНЕСКО в развитии мирового образовательного процесса, в решении проблем противоречий в данной сфере и влиянии на формирование основных направлений политики в области образования различных стран (на мировое устойчивое развитие), в т.ч. России, является актуальным направлением для понимания явлений происходящих в образовательной политики России. Опыт деятельности ЮНЕСКО представляет значительный интерес для реформирования системы образования России в условиях модернизации.

Программы ЮНЕСКО («Образование для всех», «Образование в течении всей жизни» и др.) разрабатываются в соответствии с всеобщей стратегией социального развития, в том числе учете интересов регионов, стран и отдельных социально-демократических групп населения.

Правительство России принимает активное участие в процессе реализации программы «Образование для всех». Представители Министерства образования РФ принимали участие во Всемирином форуме в Дакаре (Сенигал), во встрече министров образования в Кракове (Польша) в 2000 году и в Пекине (Китай) в 2001 году, а также в Международных конференциях по образованию организованных ЮНЕСКО и др. В 2000 году была принята «Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года».

Всемирная конференция «Образование для всех», проходившая в марте 1990 года в Джомтьене (Тайланд), положила начало международному движению по обеспечению базового образования для всех детей, молодежи и взрослых. Была принята Программа действий, устанавливающая четкие направления действий и меры по достижению следующих целей Образования для всех (ОДВ), отраженных в документе «Всемирная декларация об образовании для всех».

К ключевым аспектами и принципам Джомтьенской Конвенции относят: всеобщий доступ к обучению; содействие обеспечению равенства; уделении особого внимания к учебным результатам; расширение средств и масштабов базового образования; улучшения условий для образования и укрепления партнерских связей.

По прошествии десяти лет в Дакаре (Сенигал) на Всемирном форуме по образованию приняты «Дакарские рамки действий. Образование для всех: выполнение наших общих обязательств», которые поддерживают концепцию Всемирной декларации об образовании для всех, сохраняющую свою актуальность и действенность, и устанавливают новые цели, учитывающие опыт прошедшего десятилетия и меняющуюся глобальную обстановку, с предположительной реализацией к 2015 году.

1. Расширение и совершенствование комплексных мер по уходу за малолетними детьми и их воспитанию, особенно в отношении наиболее уязвимых и обездоленных детей.

Большое значение для воспитания здоровых, умных и защищенных людей, умеющих учится, имеет обеспечение высокого качества ухода за малолетними детьми и их воспитание в рамках как семьи, так и специально разработанных комплексных программ, уделяющих внимание всем потребностям ребенка (здоровью, питанию, гигиене, когнитивному и психосоциальному развитию). Такие программы должны основываться на использовании родного языка ребенка, содействовать выявлению детей с особыми потребностями и совершенствовать меры по уходу за ними и их воспитанию. Реализация таких планов должна быть включена в национальные планы в области ОДВ. Для достижения этой цели важным элементом является обучении родителей и других людей, ухаживающих за детьми, более эффективными методами.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года» (далее, Концепция), как документе, развивающем основные принципы образовательной политики в России и определяющем приоритеты, а также меры по их реализации, уделено недостаточное значение проблеме воспитания малолетних детей. Среди основных задач данная проблема обозначена как «достижение нового современного качества дошкольного, общего и профессионального образование». Какими путями будет достигаться новое современное качество дошкольного образования в Концепции не раскрыто. Данная проблема является актуальной для сельской местности, где доступ к таким программам ограничен, в виду различных факторов. Предполагается создание рабочей группы по вопросам образования и ухода за детьми в тесном сотрудничестве с Министерством образования.

2. Обеспечение того, чтобы к 2015 г. все дети, особенно девочки, дети из неблагополучной среды и этнических меньшинств, могли свободно получать бесплатное и обязательное высококачественное начальное образование.

Всеми государствами должна выполняться обязанность по обеспечению бесплатного и обязательного начального образования, в отношении социально неблагополучных детей помимо отсутствия платы за обучения, должны приниматься все возможные меры для уменьшения затрат на обучения, таких как расходы на учебные материалы, школьную форму, школьного питании и школьный транспорт. В связи с этим видится еще одна важная задача: повышение и поддержание на должном уровне качества этого образования, для чего необходимо учитывать возрастные и индивидуальные способности учащихся, обеспечивая подачу соответствующего учебного материала в доступной и занимательной форме.

Одной их основных задач российской Концепции является «обеспечение государственных гарантий доступности и равных возможностей получения полноценного образования». Для обеспечения, которых Правительство РФ берет на себя обязательство по осуществлению мер для доступности качественного образования: «обучения на учебно-материальной базе с использованием современного учебно-лабораторного оборудования учебной литературы»; «бесплатного пользования учащимися и студентами фондами государственных, муниципальных и учебных библиотек» и т.д.

3. Обеспечение того, чтобы образовательные потребности всех молодых людей и взрослых удовлетворялись на основе равного доступа к соответствующим программам обучения и приобретения жизненных навыков.

Для создания современной и открытой экономики в стране необходимо наличие рабочей силы в стране имеющей образование не ниже законченного среднего образования. Всем молодым людям должна быть предоставлена возможность для продолжения своего образования.

Концепцией модернизации российского образования предусмотрено получение бесплатного полного среднего образования в пределах государственного образовательного стандарта, гарантирующего необходимое для общества качество образования, и бесплатного образования других уровней в пределах установленным законодательством Российской Федерации, а также равный доступ всех граждан России к образованию разных уровней вне зависимости от места жительства и уровня доходов семьи. Концепцией также предусмотрена информированность обучающихся о состоянии и реальных потребностях рынков труда, о величине затрат, осуществляемых государством и обществом на их образование. Концепция пердполагает введение системы «специализированной подготовки (профильного обучения) в старших классах общеобразовательной школы, ориентированной на индивидуализацию обучения и социализацию обучающихся…».

4. Повышение к 2015 году на 50% уровня грамотности взрослых, особенно женщин, и предоставление всем взрослым равного доступа к базовому и непрерывному образованию.

При реализации данной цели особое значение придается расширению системы образования взрослых и непрерывного образования, так как особую значимость должно получить более широкое признание роли грамотности в обеспечении обучения на протяжении всей жизни, устойчивого заработка, хорошего здоровья, активной гражданской позиции и улучшения качества жизни человека, государства и общества в целом. Грамотность является основной из предпосылок устранения гендерных различий. Для обеспечения данной деятельности требуются соответствующие ресурсы, специально ориентированные программы, более подготовленные преподаватели.

В России в этом направлении складывается благоприятная обстановка. По данным переписи населения 2002 года доля неграмотного населения в возрасте 10 лет и более снизилась с 1,9% в 1989 г. до 0,5 % в 2002 г. Большинство неграмотного населения составляют лица в возрасте 60 лет и более, подавляющее большинство остальных неграмотных, лица с тяжелыми физическими и умственными недостатками. Концепцией предусмотрено обеспечение медико-психологическим сопровождением и специальными условиями для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

5. Ликвидация к 2005 году гендерной дискриминации в начальном и среднем образовании и достижение к 2015 году равенства полов в особенности образования с уделением особого внимания предоставлению девочкам полного и равного доступа к высококачественному базовому образованию и обеспечению их хорошей успеваемостью.

Мощным инструментом обеспечения преемственности поколений, а также первостепенным фактором социального развития является образование девочек и женщин. Создание безопасной учебной среды, учитывающей гендерные факторы, позволит устранить основное препятствие, не позволяющее девочкам в полной мере реализовывать себя в системе образования. На всех уровнях и во всех областях необходимы комплексные меры, направленные на ликвидацию гендерных различий.

Концепцией модернизацией российского образования государством гарантируется «обучение в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность». По переписи населения 2002 года выявлена тенденция превышения доли женщин, имеющих высшее образование, по отношению к мужчинам.

6. Повышение качества образования во всех его аспектах и обеспечение хорошей успеваемости для всех, с тем чтобы каждый мог достигать признанных и поддающихся оценке результатов обучения, особенно в отношении грамотности, счета и важнейших жизненных навыков.

Качество составляет суть образования. ЮНЕСКО признает, что «успех образовательных программ зависит от наличия:

- здоровых, хорошо питающихся и мотивированных учащихся;

- хорошо подготовленных преподавателей и активных методов обучения;

- надлежащих помещений, оборудования и учебных материалов;

- соответствующих учебных программ, преподавание и обучение в рамках которых могут осуществляться на местном языке с опорой на знания и опыт преподавателей и учащихся;

- такой учебной среды, которая не только способствует учебе, но и характеризуется благожелательностью, учетом гендерных факторов и обеспечением здоровья и защищенности;

- четко определенных и точно оцениваемых результатов обучения, включая знания, навыки, социальные установки и ценностные представления;

- системы управления и организации, обеспечивающей участие в этих процессах всех заинтересованных сторон;

- уважения местных общин и культур и их привлечения к этой деятельности».

Концепцией в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования предусмотрено: пересмотреть структуру и содержание общего образования; разработка и введение в действие государственных образовательных стандартов общего образования и вариативного базисного учебного плана; проведение оптимизации учебной, психологической и физической нагрузки учащихся и создание в образовательных учреждениях условий для сохранения и укрепления здоровья обучающихся; обеспечение дифференциации и индивидуализации образования; отработка и введение гибкой системы профилей обучения в старшей школе; усиление роли дисциплин, обеспечивающих успешную социализацию учащихся; обеспечение знаний выпускниками средней школы на уровне функциональной грамотности как минимум одного иностранного языка и пр.

Перспективным направление развития образования в контексте концепции Образование для всех является использование информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) не только в процессе познания мира, но также и в образовании, в частности при подготовке, переподготовки и повышении квалификации преподавателей, создании электронных библиотек, интернет-образование, открытые образовательные курсы и развитие дистанционного образования. Концепцией предусмотрено развитие дистанционного образования в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 гг.)».

По данным ЮНЕСКО «для достижения целей ОВД к 2015 году необходимо еще 15-35 млн. преподавателей. Мир находится на грани кризиса в сфере образования из-за острой и все возрастающей нехватки преподавателей». Большой проблемой является массовый отказ преподавателей от своей профессии. ЮНЕСКО также помогает странам в разработке рекомендаций для качественной подготовки преподавателей.

В Концепции модернизации российского образования отдельный раздел посвящен обеспечению системы образования высококвалифицированными кадрами, их поддержкой государством и обществом, где повышение профессионального уровня педагогов и формирование педагогического корпуса, соответствующего запросам современной жизни признается как необходимое условие модернизации системы образования России. В 2003 году принята «Программа модернизация педагогического образования», результатом которой должна стлать обновленная система подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогов, отвечающая требованиям, предъявляемым обществам к педагогическим кадрам.

Цели программы ЮНЕСКО «Образование для всех» реализуются в России, в том числе через «Концепцию модернизации российского образования на период до 2010 г.» с учетом национальной специфики системы образования. В связи с этим к базовым целям прибавляются региональные: восстановление системы образования в Чеченской республике; внимание вопросам социального статуса педагогов, а также учителей, работающих в сельских районах; образование связанное с профилактикой ВИЧ/СПИДа, развитие и внедрение эффективных стратегий и альтернативных экономичных образовательных услуг.

Бюро ЮНЕСКО в Москве ведет активную деятельность в области поддержки процесса модернизации и развития системы образования в России. Ежегодно Бюро ведет подготовку конференций, семинаров, круглых столов по проблемам образования в различных регионах РФ, а также проводит повышение квалификации учителей школ, преподавателей вузов, а также ряда других специалистов сферы образования.

О нас
Новости
Нормативные документы
Стандарты
Информация о конкурсах
Справочная информация
Болонский процесс
Профильное обучение
Статьи, публикации
Книги, учебные пособия
Партнеры
Вопросы и ответы
WWW обзоры
Форум

Звоните нам : (495) 152-69-71Пишите нам : info@teacher-edu.ru
© 2003-2012 Научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования ФИРО МОН РФ
научно-методический центр кадрового обеспечения общего образования иоо мо рф